Проект по нравственно–патриотическому воспитанию
" Россия - Моя Родина"
Актуальность темы:
«Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца».
К. Паустовский
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решается в ДОУ, но результаты исследования показывают, что у некоторых детей отмечается низкий уровень знаний истории городе, края, страны; отсутствует познавательный интерес; родители тоже затрудняются в знании истории родного края и не имеют возможности посещать культурные мероприятия, проходящие в посёлке из-за высокой занятости.
Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями родного края. Решением данной проблемы является реализация проекта: « Россия - Моя Родина»
Цель проекта:
Воспитание гражданских чувств, чувства любви к Родине, родному краю; развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию, речевому планированию, логическим операциям.
Задачи проекта:
- Дать знания детям о родном городе, крае, стране: история, символика, достопримечательности, промышленные объекты, их вред и польза, экологическая ситуация в городе.
- Расширить знания детей о флоре и фауне края.
- Воспитывать любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.
- Познакомить с праздниками, культурой и традициями русского народа.
- Формировать экологическую культуру у детей и их родителей.
Направления проектной деятельности:
- Информационный блок: Переработка теоретических материалов, написание познавательных рассказов
- Технологический блок: Разработка конспектов занятий с использованием развивающего обучения
- Организационный блок: Создание предметно – развивающей среды
Вид проекта: познавательный, долгосрочный, групповой.
Участники: дети старшей группы, родители воспитанников, педагоги группы, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре.
Сроки реализации: в течение года.
Основной раздел программы: познавательное развитие
Разделы программы, содержание которых включено в проект: развитие речи, изобразительная деятельность, игровая деятельность, музыкальная деятельность, спортивные мероприятия занятия по ознакомлению с окружающим миром.
Обеспечение проектной деятельности:
Методическое:
- Е.И. Шаламова «Методическая работа с кадрами по патриотическому воспитанию в ДОУ»
- О. А.Скоролупова «Знакомство детей старшего возраста русским народным декоративно-прикладным искусством».
- А.А. Грибовская «Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации»
- Материалы Интернета.
Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:
- подбор исторической литературы,
- подбор произведений русского народного творчества,
- подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки),
- подготовка разного вида бросового материала
- подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности,
- дидактические игры,
- выставки книг, рисунков, поделок,
- создание условий для проведения открытых мероприятий (оформление групповой комнаты, музыкального зала).
Этапы проведения и реализации проекта:
I. Информационно-накопительный:
- Изучение интереса детей для определения целей проекта.
- Сбор и анализ литературы для взрослых и детей.
- Обращение к специалистам.
II. Организационно-практический
- Проведение цикла познавательных занятий, на темы: «Город Миньяр – прошлое и настоящее», «Москва- столица России», «Русские богатыри», «Знакомство детей с эпохой правления Петра Первого», « Наша Армия родная», «Как жили наши далёкие предки», «Детям - о Великой Отечественной войне»
- Оформление альбомов “Достопримечательности моего города”, “ Наша Красная книга ”,
- Оформление дидактических игр :
«Карта моего города», «Мой край родной», «Вот моя улица, вот мой дом родной», «Народные костюмы»
- Лепка, рисование - животные и птицы родного края, цикл занятий по ознакомлению детей с народным декоративно-прикладным искусством.
- Художественные выставки - «Мой город», «Мамочка любимая моя»,
- Конкурс поделок « Наша Армия сильна», «Куклы наших предков», «Поздравим Ветеранов»
- Экскурсии по городу - Почта, Библиотека, Дом культуры
- Фотовыставки – «Мой папа - самый лучший", «Фронтовики-ветераны»
- Праздничный утренник в честь дня защитника отечества в форме соревнования двух команд. «На страже Родины любимой», праздник «Концерт для мам»
- Посещение Дома культуры – концерт посвященный Дню защитника отечества
- Физкультурный досуг «Богатыри земли русской»
- Оформление стенда « Люби и знай свой край»
- Оформление уголка патриотического воспитания.
- Изготовление макета города.
- Изготовление мини – музея «Русский дом»
- Консультация для родителей «Как воспитать маленького патриота»
- Разучивание стихов, песен о природе родного края, о России, Российской армии(в течении всего года).
Перспективное планирование по нравственно - патриотическому воспитанию
Срок выпол -ия
|
Виды деятельности
|
Участники
|
Продукт деятельности
|
Сентябрь
|
- Занятие «Миньяр – прошлое и настоящее»
- Оформление альбома “Достопримечательности моего города”
- Художественная выставка «Мой город»
- Консультация для родителей «Как воспитать маленького патриота»
|
Воспитатели
Родители, воспитатели, дети
Дети, воспитатели
Воспитатели, родители
|
Конспект
Альбом
Рисунки
Конспект
|
Октябрь
|
- Занятие «Мой родной городок»
- Д/и«Вот моя улица, вот мой дом родной»
- Д/и«Карта моего города»
- Экскурсия по городу «Почта»
- Оформление уголка патриотического воспитания
|
Воспитатели
Воспитатели
Воспитатели
Родители, воспитатели, дети
Воспитатели, родители, дети
|
Конспект
Д/игра
Д/игра
-------
Книги, рассказы, поделки, рисунки и т.д.
|
Ноябрь
|
- Занятие «Москва - столица России»
- Д/и «Народные костюмы»
- Оформление стенда « Люби и знай свой край»
|
Воспитатели
Воспитатели
Воспитатели, родители
|
Конспект
Д/игра
стенд
|
Декабрь
|
- Занятие «Знакомство детей с эпохой правления Петра I»
- Д/и «Мой край родной»
- Выставка-конкурс поделок «Новый год у ворот»
|
Воспитатели
Воспитатели
Дети, родители, воспитатели
|
Конспект
Д/игра
Поделки
|
Январь
|
- Занятие «Русские богатыри»
- Физкультурный досуг «Богатыри земли русской»
- Оформление альбома «Наша Красная книга»
|
Воспитатели
Дети, воспитатели
Дети, родители, воспитатели
|
Конспект
Сценарий
альбом
|
Февраль
|
- Занятие «Наша Армия родная»
- Фотовыставка – «Мой папа - самый лучший"
- Посещение Дома культуры – концерт посвященный Дню защитника отечества
- Конкурс поделок « Наша Армия сильна»
- Праздничный утренник «На страже Родины любимой»
|
Воспитатели
Дети, родители
Родители, воспитатели, дети
Дети, родители
Дети, родители, воспитатели
Муз.рук., инстр. по физ-ре
|
Конспект
Фотографии,
высказывания
-------
поделки
сценарий
|
Март
|
- Занятие «Как жили наши далёкие предки»
- Выставка поделок «Куклы наших предков»
- Художественная выставка «Мамочка моя»
- Праздник «Концерт для мам»
- Изготовление макета посёлка
|
Воспитатели
Дети, родители
Дети, воспитатели
Дети, родители, Муз.рук.,воспитатели
Родители, воспитатели, дети
|
Конспект
Поделки
Рисунки
Сценарий
Макет
|
Апрель
|
- «Цикл занятий по декоративному рисованию, лепке, аппликации»
- Изготовление мини–музея «Русский дом»
|
Воспитатели
Родители, воспитатели, дети
|
Конспекты
Посуда, утварь, вышивка, т.д
|
Май
|
- Занятие «Детям - о Великой Отечественной войне»
- Экскурсия по городу «Библиотека»
- Выставка «Фронтовики-ветераны»
- Конкурс поделок «Поздравим ветеранов»
|
Воспитатели
Родители, воспитатели, дети
Дети, родители, воспитатели
Дети, родители, воспитатели
|
Конспект
------
Книги-самоделки
Поделки
|
III. Презентационно - завершающий
Открытое занятие “ Россия - Моя Родина ”
Выставка продуктов детской деятельности.
Оценка этапов реализации проекта детьми.
IV. Контрольно-рефлексивный
Подведение итогов.
Беседа “Что мы хотели узнать, что узнали, для чего узнали?”
V. Определение задач для новых проектов
Необходимые условия реализации проекта:
- интерес детей и родителей;
- методические разработки,
- интеграция со специалистами детского сада.
Предполагаемый результат:
Итоговым результатом является диагностика, где дети покажут свои знания.
- Учитывается активное участие детей в выставках, конкурсах, спортивно-патриотических мероприятиях, других видах деятельности.
- Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь.
- Освоение доступных знаний об истории родного Отечества.
- Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения со взрослыми.
- Проявление внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, оказание посильной помощи.
Гипотеза:
Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному городу, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории города, страны, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто прославил город, край, страну, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.
Методы проекта:
- Наблюдение,
- совместные игры,
- анкетирование,
- познавательные игровые занятия,
- беседы.
Достигнутые результаты:
- рост познавательной активности детей повысился
- повышение активности родителей в делах группы.
|