Тема НОД: «Семейные праздники»
Возрастная группа: старшая
Реализация содержания программы в образовательных областях: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»
Виды детской деятельности: коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора, двигательная.
Дидактические цели:
1. познавательный аспект:
а) Приобщать детей к народной культуре, традициям.
б) создать условия для применения детьми знаний и навыков в самостоятельной творческой деятельности;
в) дать представления о традициях праздника «Капустник», «Именины».
2. развивающий аспект:
а) ввести в словарь детей новое слово "традиция";
б) учить детей объяснять понятия о вещах, предметах, действиях, используемых в народных праздниках;
в) формировать коммуникативные навыки в инсценировании;
г) учить выделять различия в традициях народных праздников.
3. воспитательный аспект:
а) формировать у детей ответственность, учитывать мнение товарищей; умение работать в группах;
б) учить проявлять инициативность, дисциплинированность в коллективной деятельности;
в) воспитывать любовь к народной культуре.
Целевые ориентиры дошкольного образования:
развивать познавательный интерес к истории традиции русского народа;
обогатить словарный запас детей, продолжать формировать грамматически правильный строй речи, умение поддерживать непринужденную беседу, отвечая на вопросы воспитателя; развивать мышление, внимание, память;
воспитывать патриотизм, любовь к малой Родине, уважительное отношение к жителям города (поселка).
Формы организации познавательной деятельности - фронтальная, групповая.
Методы обучения.
- По источникам знаний: словесные, наглядные, практические.
- По степени взаимодействия воспитателя и детей - беседа, самостоятельная творческая деятельность: инсценирование.
- По характеру познавательной деятельности детей и участию воспитателя - объяснительный, проблемный.
- От зависимости конкретных дидактических задач - подготовка к восприятию нового материала и закрепление старого.
Предварительная работа: слушание рассказов о русских народных праздниках, знакомство с народными играми, пение колядок, оформление календарных альбомов.
Материал: сарафаны, костюмы и атрибуты для ряженья, аудиокассеты с русскими мелодиями, календарные альбомы, презентация «Традиция русских народных праздников».
Словарная работа: традиция, праздник, именины.
Ход занятия.
Дети встречают гостей с хлебом и солью: "Здравствуйте гости дорогие! Милости просим к нам! Примите наш хлеб соль. Гость на порог - хозяевам радость!"
(Дети одеты в русские сарафаны) Предлагаю всем сесть на стульчики, обращаюсь к детям:
Воспитатель: Сегодня мы поговорим о русских народных праздниках. Скажите, ребята, как называется страна, в которой мы живём?" (Ответы детей)
Воспитатель: Россия - богатая и красивая страна. В ней живет много разных народов. У каждого народа есть свои традиции. Как, вы, понимаете это слово? Что такое традиция? (Ответы детей).
Воспитатель: Традиция - слово не русское, оно переводиться, как слово "передача", т.е. это-то, что передается от одного поколения к другому (от старших к младшим). Есть традиции семейные, традиции приготовления различных блюд, традиции изготовления одежды, посуды, роспись, вышивки. Сегодня мы с вами вспомним и поговорим о традициях проведения известных вам праздников: "Капустница", "Рождество". Давайте вспомним, какие традиционные моменты вы помните в празднике "Капустница?"
(Ответы детей)
- Праздник «Капустницу» праздновали поздней осенью. Люди собрали последний урожай с полей и срубили капусту. И в старину на Руси, стали проводить - веселые вечеринки в честь - капусты " Капустница". Осень в этом году была знатная – урожаем богатая. Поспели овощи и фрукты – полезные продукты. Теперь нужно и о зиме подумать – запасы делать. А какие запасы делают на зиму?
Дети. Варенье сварить, огурцы посолить, капустку нарубить.
Воспитатель: Правильно, квашеная капуста – это полезно и очень вкусно. Так повелось издавна на Руси: накануне суровой зимы, после первых морозов начинается засолка капусты. В русских семьях капусты заготавливали много, так как на Руси все друг другу помогали, то каждый хозяин назначал свой день уборки и рубки капусты. Он созывал на подмогу соседей, гостей.
По старинному русскому обычаю крепкие кочаны принимались квасить примерно с ноября на молодой месяц. Заготовкой занимались весь ноябрь — рубили и утрамбовывали капусту в деревянных кадках целый день, приговаривая: «На столе капуста — дома не пусто». А после накрывали большой стол с пирогами и прочим угощением, праздновали окончание большого дела. Ведь капуста-матушка — третье блюдо деревенского зимнего рациона. После хлеба и картошки.
Воспитатель: Кто из вас про капусту пословицы знает?
Дети. Без капусты щи не густы.
Ни один рот без капусты не живет.
Без картошки, хлеба да капусты – какая еда.
Капуста любит воду, да хорошую погоду.
Воспитатель: Молодцы! А загадки о капусте знаете?
Дети: Не книжка, а с листьями.
Лоскуток на лоскутке – зелёные заплатки,
Стоя на одной ноге, нежится на грядке.
Воспитатель: Шутки шутками, да пора огород городить да капусту завивать.
Хоровод «Вейся, вейся капустка».
Вейся, вейся, капустка моя
Вейся, вейся, кудрявая моя
Как же мне капустке не виться.
Белою вилою не налиться.
Воспитатель: (выносит кочаны капусты на подносе). Ай да, ребята. Ай да молодцы! Вот как капусточку заговорили, кочаны белые да крепкие получились. Капуста поспела, морковочка уже собрана с грядок – пора и за работу браться.
Пальчиковая гимнастика.
Мы капусту рубим, рубим, мы морковку трем, трем
Мы капусту солим, солим, мы капусту жмем, жмем.
Пе-ре-ме-ши-ва-ем!
В бочки плотно набиваем и в подвалы составляем
Эх, вкусная капуста!
Вот это корыто, а это сечка. Для рубки капусты в каждом доме имелось особое корыто, которое ни для чего иного не употреблялось. А вот это - деревянный пест. Нарядно-красиво одетые - крестьянки, обходили все дома в своей деревне с песнями и помогали, рубить капусту. А сама хозяйка в этот день - пекла пироги с капустой и угощала. всех гостей своими вкусными пирогами. ....
Воспитатель: А теперь, что вы можете рассказать о традиции проведения праздника «Рождество» (Ответы, рассказы детей)
Воспитатель: Недавно мы с вами отмечали Рождество. Расскажите о традиции проведения этого праздника? (Ответы детей).
Воспитатель: А сейчас я предлагаю Вам показать один момент из традиций каждого праздника. Давайте разделимся на две группы. (Дети делятся на две группы, даю задание каждой группе: первая группа показывает элемент праздника " Капустница", вторая - "Рождество")
После каждого выступления дети отвечают: Какой традиционный момент они увидели и из какого народного праздника?
Воспитатель: Ребята, сегодня Вы вспомнили, показали и посмотрели игру, хоровод, колядование. Как можно это назвать одним словом? ( Ответы детей)
Воспитатель: Сегодня я познакомлю Вас с традицией ещё одного праздника - Именин. Когда рождается ребёнок ему дают имя. Раньше на Руси выбору имени придавали большое значение т.к. думали, что от этого зависит судьба человека. Существовала такая традиция, когда рождался ребёнок один из родителей выходил за ворота и спрашивал первого встречного как его имя и это имя давали ребёнку. Если ребёнок рождался в день рождение какого - нибудь святого ему давали имя этого святого. А ещё была традиция садить именинника в круг и разламывать над его головой пирог с кашей. Считалось, чем больше высыплется ему на голову каши, тем счастливее будет его жизнь. Мы с вами тоже знаем одну традицию из этого праздника - на именины водят хоровод. " Как он называется?" ( Каравай) Давайте все вместе исполним его.
Проводится игра - "Каравай"
Воспитатель: Что новое вы услышали и узнали на занятии? (слова "Традиция", "праздник", "именины" - дети отвечает каждый за себя)
Кому из вас было интересно на занятии, а кому нет? Почему? ( Ответы детей)
В конце занятия дети прощаются с гостями.
|