Деятельностный подход к образованию ребенка дошкольного возраста как
основа ФГОС дошкольного образования Старший воспитатель МКДОУ №6 г. Миньяра Галимова Р.А. Концептуальные положения ФГТ к структуре основной общеобразовательной
программы дошкольного образования определены в соответствии с такими
документами как Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и
начальное звено), утвержденная Федеральным координационным советом по общему
образованию Министерства образования РФ 17.06.2003 г. и Федеральными
государственными образовательными стандартами начального общего образования
(далее – ФГОС НОО), что определяет статус и место дошкольного образования как
первого звена в непрерывной системе образования. Теоретико-методологическая
основа ФГТ сходна с ФГОС НОО, что позволяет реализовать главную цель
преемственности двух смежных возрастов – создать условия для благополучной
адаптации ребенка к школьному обучению, развития его новых социальных ролей и
новой ведущей деятельности.
Федеральные
государственные требования – это государственный инструмент системных
обновлений дошкольного образования (обновления содержания образования,
технологий, используемых в ходе обучения, системы оценивания качества
результатов дошкольного образования).
В чём же сущность
деятельностного подхода к образованию ребенка дошкольного возраста? Принцип
деятельности заключается в том, что формирование личности дошкольника и
продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает
знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной
на «открытие нового знания». Китайская мудрость гласит «Я слышу – я забываю, я
вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю».
Технология деятельностного метода предполагает
умение извлекать знания посредством выполнения специальных условий, в которых
дошкольник, опираясь на приобретенные знания, самостоятельно обнаруживают и
осмысливают возникшую проблему. Целью деятельностного подхода является
воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом –
быть хозяином своей деятельности: ставить цели, решать задачи, отвечать за
результаты.
Конечно, внедрение ФГОС в ДОУ вызывают опасения, вызванные
неопределенностью. Во-первых не готов к внедрению не только педагогический
состав детских садов, но и преподавательский состав институтов повышения
квалификации педагогов. А это главное условие внедрения ФГОС - переподготовка
педагогов, введение в штат педагогов-психологов для соответствующего возраста,
поскольку акцент делается на психологию малыша. По-хорошему, на это уйдет года
два, поскольку нет конкретных рецептов и рекомендаций, предлагаемая литература
(даже, допустим, по ФГТ) издается теоретиками, связи с педагогами-практиками
нет. Педагоги - дошкольники прорабатывают тему нововведений внутри учреждения,
максимум на совещаниях при управлении образования или муниципальных
мероприятиях.
Реализация концептуальных основ ФГТ возможна за счет системных
обновлений: содержания дошкольного образования, технологий, используемых в ходе
обучения, системы оценивания качества результатов дошкольного образования,
обновления структуры образования в целом, внедрения государственно-общественной
модели управления дошкольным образованием и создания открытой информационной
среды дошкольного образовательного учреждения.
Содержание образования, по нашему мнению, является стержневым системным
обновлением в модернизации региональной системы дошкольного образования.
Под содержанием дошкольного образования мы понимаем социальный опыт
ребенка, приобретаемый в непосредственной образовательной деятельности, в образовательной
деятельности в ходе режимных моментов, в совместной со взрослым и
самостоятельной деятельности детей и включающий четыре основных компонента:
знания, способы деятельности, опыт творческой деятельности, опыт
эмоционально-ценностного отношения к миру. Знания, их значимость в дошкольном
образовании определяется тем, что они являются элементом культуры.
Изучив Федеральные государственные требования по ориентирам развития
системы дошкольного образования, мы внесли ряд изменений в организацию воспитательно-образовательного
процесса в МКДОУ№6 г. Миньяра:
· заменили учебный блок на
блоки образовательной деятельности, осуществляемой в совместной деятельности
взрослых и детей;
· увеличили объем совместной деятельности
взрослого и детей, в которую входит не только образовательная деятельность,
осуществляемая в ходе режимных моментов, но и непосредственно образовательная
деятельность, не связанная с одновременным проведением режимных моментов;
· изменили содержания понятия «совместная
деятельность взрослого и детей» с учетом ее сущностных (а не формальных)
признаков;
· изменили объем и содержание понятия
«непосредственно образовательная деятельность»;
·
используем принцип интеграции
образовательных областей: интеграции внутривидовые, интеграция внутри художественно – эстетического направления, интеграция
межвидовая (межпредметная) т.е. между образовательными областями на основе
комплексно – тематического планирования, интегрированная организованная образовательная деятельность
(и.о.о.д.), интеграция
основных видов деятельности детей дошкольного
возраста, интеграция дошкольного и дополнительного образования.
·
Непосредственное вовлечение родителей
в образовательный процесс, в том числе посредством создание образовательных
проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки
образовательных инициатив семьи; проект «История родного города. Краеведение
«Мой город вчера и сегодня», проект работы с одаренными детьми по музыкальному
развитию «Звонкие голоса», проект по изучению правил дорожного движения
«Красный, желтый, зеленый» и т.д.
·
Перестроили предметно – развивающую
среду групп с учетом
широких возможностей для развития детской игровой деятельности, используя
ресурсы полифункциональной и трансформируемой
предметной образовательной среды
Объединение материала в крупные блоки приводит к новой организационной
структуре образовательного процесса. Вместо одного занятия основной
организационной единицей становится день
или неделя, что создает возможность более глубокого погружения в тему. Использование
интеграции в дошкольном образовании
позволяет поддерживать включенность всех участников
воспитательно–образовательного процесса в непрерывную, творческую деятельность
и обеспечивает устойчивую положительную динамику развития дошкольника как
индивида и личности. ООП дошкольного
образования обеспечивает развитие ребенка по основным направлениям: физическое
развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательно-речевое развитие,
социально-личностное развитие. Основной констект развития ребенка
представляет собой игра, а не учебная деятельность.
Таким образом, интеграция как целостное
явление, объединяющее образовательные области, разные виды деятельности, приёмы
и методы в единую систему на основе календарно-тематического планирования,
выступает в дошкольном образовании одним из путей достижения качества
дошкольного образования, его обновления и эффективности в развитии личности
ребенка, сохранении здоровья и свободного пространства детства.
Идеология ФГОС
направлена на формирование принципиально нового взгляда на содержание,
структуру и организацию дошкольного образования у коллектива педагогов ДОУ. Особое
внимание уделили формированию общей культуры, развитию физических,
интеллектуальных и личностных качеств, формированию предпосылок учебной
деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление
здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом
развитии детей. Составили дорожную карту по введению
федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС), создали
творческую группу воспитателей по методическим проблемам, связанным с
введением ФГОС, разработали плана методического сопровождения введения ФГОС в ДОУ, организовали блок методических
совещаний по изучению ФГОС
Главной задачей на современном этапе развития человеческой цивилизации
должно стать «создание условий для самостоятельного выбора человека,
формирование готовности и способности действовать на основе постоянного выбора
и умения выходить из ситуации выбора без стрессов». Современное образование
оказалось перед лицом целого комплекса проблем, связанных с экологией детства, в
связи с чем, возникла необходимость решения проблем осуществления безопасного
образования, которому естественно присущи любовь и уважение к детству вообще, и
к конкретному ребенку в частности.
Согласно теории Л.С. Выготского и его последователей, «процессы обучения
и воспитания не сами по себе непосредственно развивают ребенка, а лишь тогда,
когда они имеют деятельностные формы и обладают соответствующим содержанием.
Между обучением и психическим развитием человека всегда стоит его
деятельность». Так, ФГТ в соответствии с теоретико-методологическими основами
системно-деятельностного подхода выделяют основные виды деятельности, которые
являются основными формами практики для ребенка дошкольного возраста.
Для воспитателей принцип
деятельностного подхода требует, прежде всего, понимания того, что обучение -
это совместная деятельность (взрослого и ребенка) основана на началах сотрудничества
и взаимопонимания. Система «воспитатель - ребенок» достигает своих эффективных
показателей только тогда, когда наступает согласованность действий, совпадение
целенаправленных действий воспитателя и ребенка, что обеспечивается системой
стимулирования познавательной активности в проектной и познавательно -
исследовательской деятельности. Эффект каждого воздействия на ребенка
обусловливается его отношением к учению, уровнем подготовленности, другими
индивидуальными особенностями. Взаимодействие взрослого и ребенка должны
вызвать процесс самодвижения, саморазвития.
|