Воскресенье, 01.12.2024, 04:10
Сайт Галимовой Р.А.
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [30]
Методические разработки [0]
Разработки непосредственной образовательной деятельности с дошкольниками. описание праздников, развлечений и досугов с дошкольниками.
Педагогические идеи и находки [0]
о новшествах, идеях и новаторстве в педагогической работе воспитателей и старших воспитателей
По работе с родителями [0]
Описание взаимодействия с родителями дошкольников и ДОУ
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Мои статьи

Деятельностный подход к образованию ребенка дошкольного возраста как основа ФГОС дошкольного образования

Деятельностный подход к образованию ребенка дошкольного возраста как основа ФГОС дошкольного образования

Старший воспитатель МКДОУ №6 г. Миньяра Галимова Р.А.

Концептуальные положения ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования определены в соответствии с такими документами как Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утвержденная Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ 17.06.2003 г. и Федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования (далее – ФГОС НОО), что определяет статус и место дошкольного образования как первого звена в непрерывной системе образования. Теоретико-методологическая основа ФГТ сходна с ФГОС НОО, что позволяет реализовать главную цель преемственности двух смежных возрастов – создать условия для благополучной адаптации ребенка к школьному обучению, развития его новых социальных ролей и новой ведущей деятельности.

Федеральные государственные требования – это государственный инструмент системных обновлений дошкольного образования (обновления содержания образования, технологий, используемых в ходе обучения, системы оценивания качества результатов дошкольного образования).

В чём же сущность деятельностного подхода к образованию ребенка дошкольного возраста? Принцип деятельности заключается в том, что формирование личности дошкольника и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания». Китайская мудрость гласит «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю».

 Технология деятельностного метода предполагает умение извлекать знания посредством выполнения специальных условий, в которых дошкольник, опираясь на приобретенные знания, самостоятельно обнаруживают и осмысливают возникшую проблему. Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты.

Конечно, внедрение ФГОС в ДОУ вызывают опасения, вызванные неопределенностью. Во-первых не готов к внедрению не только педагогический состав детских садов, но и преподавательский состав институтов повышения квалификации педагогов. А это главное условие внедрения ФГОС - переподготовка педагогов, введение в штат педагогов-психологов для соответствующего возраста, поскольку акцент делается на психологию малыша. По-хорошему, на это уйдет года два, поскольку нет конкретных рецептов и рекомендаций, предлагаемая литература (даже, допустим, по ФГТ) издается теоретиками, связи с педагогами-практиками нет. Педагоги - дошкольники прорабатывают тему нововведений внутри учреждения, максимум на совещаниях при управлении образования или муниципальных мероприятиях.

Реализация концептуальных основ ФГТ возможна за счет системных обновлений: содержания дошкольного образования, технологий, используемых в ходе обучения, системы оценивания качества результатов дошкольного образования, обновления структуры образования в целом, внедрения государственно-общественной модели управления дошкольным образованием и создания открытой информационной среды дошкольного образовательного учреждения.

Содержание образования, по нашему мнению, является стержневым системным обновлением в модернизации региональной системы дошкольного образования.

Под содержанием дошкольного образования мы понимаем социальный опыт ребенка, приобретаемый в непосредственной образовательной деятельности, в образовательной деятельности в ходе режимных моментов, в совместной со взрослым и самостоятельной деятельности детей и включающий четыре основных компонента: знания, способы деятельности, опыт творческой деятельности, опыт эмоционально-ценностного отношения к миру. Знания, их значимость в дошкольном образовании определяется тем, что они являются элементом культуры.

Изучив Федеральные государственные требования по ориентирам развития системы дошкольного образования, мы внесли ряд изменений в организацию воспитательно-образовательного процесса в МКДОУ№6 г. Миньяра:

·     заменили учебный блок на блоки образо­вательной деятельности, осуществляемой в совместной деятельности взрослых и детей;

·   увеличили объем совместной дея­тельности взрослого и детей, в которую входит не толь­ко образовательная деятельность, осуще­ствляемая в ходе режимных моментов, но и непосредственно образовательная дея­тельность, не связанная с одновременным проведением режимных моментов;

·   изменили содержания понятия «сов­местная деятельность взрослого и детей» с учетом ее сущностных (а не формальных) признаков;

·  изменили объем и содержание по­нятия «непосредственно образовательная деятельность»;

·        используем принцип интеграции образовательных областей: интеграции внутривидовые, интеграция внутри художественно – эстетического направления,  интеграция межвидовая (межпредметная) т.е. между образовательными областями на основе комплексно – тематического планирования, интегрированная  организованная образовательная деятельность (и.о.о.д.), интеграция основных видов деятельности детей дошкольного возраста, интеграция дошкольного и дополнительного образования.

·        Непосредственное вовлечение родителей в образовательный процесс, в том числе посредством создание образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи; проект «История родного города. Краеведение «Мой город вчера и сегодня», проект работы с одаренными детьми по музыкальному развитию «Звонкие голоса», проект по изучению правил дорожного движения «Красный, желтый, зеленый» и т.д.

·        Перестроили предметно – развивающую среду групп с учетом широких возможностей для развития детской игровой деятельности, используя ресурсы полифункциональной и  трансформируемой предметной образовательной среды

Объединение материала в крупные блоки приводит к новой организационной структуре образовательного процесса. Вместо одного занятия основной организационной единицей становится  день или неделя, что создает возможность более глубокого погружения в тему. Использование интеграции  в дошкольном образовании позволяет поддерживать включенность всех участников воспитательно–образовательного процесса в непрерывную, творческую деятельность и обеспечивает устойчивую положительную динамику развития дошкольника как индивида и личности. ООП дошкольного образования обеспечивает развитие ребенка по основным направлениям: физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательно-речевое развитие, социально-личностное развитие. Основной констект развития ребенка представляет собой игра, а не учебная деятельность.

Таким образом, интеграция как целостное явление, объединяющее образовательные области, разные виды деятельности, приёмы и методы в единую систему на основе календарно-тематического планирования, выступает в дошкольном образовании одним из путей достижения качества дошкольного образования, его обновления и эффективности в развитии личности ребенка, сохранении здоровья и свободного пространства детства.

Идеология ФГОС направлена на формирование принципиально нового взгляда на содержание, структуру и организацию дошкольного образования у коллектива педагогов ДОУ. Особое внимание уделили формированию общей культуры, развитию физических, интеллектуальных и личностных качеств, формированию предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом развитии детей. Составили дорожную карту по введению федерального государственного образовательного стандарта  дошкольного образования (ФГОС), создали творческую группу воспитателей по методическим проблемам, связанным с введением ФГОС, разработали плана методического сопровождения  введения ФГОС   в ДОУ, организовали блок методических совещаний по изучению ФГОС

Главной задачей на современном этапе развития человеческой цивилизации должно стать «создание условий для самостоятельного выбора человека, формирование готовности и способности действовать на основе постоянного выбора и умения выходить из ситуации выбора без стрессов». Современное образование оказалось перед лицом целого комплекса проблем, связанных с экологией детства, в связи с чем, возникла необходимость решения проблем осуществления безопасного образования, которому естественно присущи любовь и уважение к детству вообще, и к конкретному ребенку в частности.

Согласно теории Л.С. Выготского и его последователей, «процессы обучения и воспитания не сами по себе непосредственно развивают ребен­ка, а лишь тогда, когда они имеют деятельностные формы и обладают соответствую­щим содержанием. Между обучением и психическим развитием человека всегда стоит его деятельность». Так, ФГТ в соответствии с теоретико-методологическими основами системно-деятельностного подхода выделяют основные виды деятельности, которые являются основными формами практики для ребенка дошкольного возраста.

Для воспитателей принцип деятельностного подхода требует, прежде всего, понимания того, что обучение - это совместная деятельность (взрослого и ребенка) основана на началах сотрудничества и взаимопонимания. Система «воспитатель - ребенок» достигает своих эффективных показателей только тогда, когда наступает согласованность действий, совпадение целенаправленных действий воспитателя и ребенка, что обеспечивается системой стимулирования познавательной активности в проектной и познавательно - исследовательской деятельности. Эффект каждого воздействия на ребенка обусловливается его отношением к учению, уровнем подготовленности, другими индивидуальными особенностями. Взаимодействие взрослого и ребенка должны вызвать процесс самодвижения, саморазвития.

Категория: Мои статьи | Добавил: mdou6 (10.03.2014)
Просмотров: 1785 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • сайт МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
  • сайт ГОУ ДПО ЧИППКРО
  • Сайт uo- acha
  • сайт воспитателя Дошколенок.ru
  • социальная сеть работников образования
  • Copyright МКДОУ №6 г. Миньяра © 2024