Вторник, 03.12.2024, 02:53
Сайт Галимовой Р.А.
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [30]
Методические разработки [0]
Разработки непосредственной образовательной деятельности с дошкольниками. описание праздников, развлечений и досугов с дошкольниками.
Педагогические идеи и находки [0]
о новшествах, идеях и новаторстве в педагогической работе воспитателей и старших воспитателей
По работе с родителями [0]
Описание взаимодействия с родителями дошкольников и ДОУ
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Мои статьи

Гендерные особенности детей дошкольного возраста

Гендерные особенности детей дошкольного возраста

 

В соответствии с задачами, поставленными перед нашим пособием необходимо рассмотреть особенности гендерных отношений детей дошкольного возраста. Учитывая, что ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая, то особенности гендерных отношений детей проявляются наиболее ярко в игре. (Э. Маккоби).

Характеристика игр мальчиков и девочек

Таблица 2

Игры мальчиков

Игры девочек

Большое количество участников

Количество участников: 2 – 3 человека

Чаще проходят на улице

Чаще проходят в помещении

Захват большого пространства

Небольшое пространство для игр

В большинстве случаев подвижные

В большинстве случаев спокойные

Лидер завоевывает свое положение с помощью физической силы

Лидер завоевывает свое положение с помощью вербальных переговоров

Перевозят игрушки «таранным» способом

Продолжение таблицы № 2

Перевозят игрушки осторожно, стараясь не задеть других детей

Во время игры часто совместно смеются, даже при падении одного из участников

Смеются реже

Невольные или специальные падения вызывают смех других участников

Не насмехаются над другими участниками

Физические контакты: устраивают «кучу малу» и.т.д.

Избегают столкновения и толчков

Часто проявляют агрессию (по отношению к мальчикам), в том числе шуточно

Реже проявляют агрессию

Во время игр активно демонстрируют эмоции, преимущественно положительные

Во время игр ведут себя в основном тихо и спокойно

Пик хулиганства поведения - 4 года

Такое поведение не обнаруживается

В диалогах мальчиков - более четкая иерархия доминирования-подчинения

В диадах девочек – споры о доминировании-подчинении

Большая конкурентность, как индивидуальная, так и групповая (занимает около 50% игр)

Меньшая конкурентность, как индивидуальная, так и групповая (занимает около 1% игрового времени)

Большая кооперативность внутри своей команды

Любят школьные (учитель-ученик) и семейные роли (матери и отца), а также преобладают роли балерин

Атрибуты игр – лук со стрелами, ружье, шпага и т.д.

Атрибуты игр – куклы, балетное платье, но также и мужская одежда

 

Как показывает таблица, в целом игровой стиль мальчиков является более «хулиганским», с физическими контактами, они более конкурируют друг с другом. Помимо всего, они проявляют агрессию по отношению к партнерам по игре и к атрибутам игр. М.В. Осоринина объясняет такое поведение так: «Стремление мальчиков подвергать предметы разнообразным испытаниям во время игр – поджигать, бить и плавить, значимым моментом в таких процедурах для ребенка оказывается ощущение собственной власти над веществом предметного мира, а агрессия является одним из простых способов достижения доминирования в группе». Игры девочек тихие и спокойные, с небольшим количеством участников, в группировках, доминантная структура является более размытой: девочки не так проявляют властность, но и не хотят подчиняться, они также менее конкурентные и сплоченные. Если обратить внимание на ролевое поведение в играх, то наблюдается, что мальчиков привлекают роли героического и профессионального характера, а девочек - чаще всего роли, связанные со школой, семьей, искусством. Мак Лойд такие выборы в играх объясняет тем, что девочки подражают людям, которых они видят в реальной жизни, а мальчики - вымышленным персонажем. Это связано с проявлением роли партнера, т.е. в играх девочек партнер по игре знает, что надо делать, мальчиков же привлекают более трудные ситуации, когда напарник и он могут не знать как себя вести в игре, что создает атмосферу риска. Наблюдаются различия по характеру активности и интересов. Мальчики чаще девочек занимаются спортом и в основном интересуются им же; девочки более склонны к романтике, но их интересы шире интересов мальчиков, девочек интересуют игры и игрушки противоположного пола ненамного меньше, чем своего.

Половые различия проявляются и по речевым паттернам. По наблюдениям Липера, в речевом стиле девочек во время общения используется больше кооперативных слов и выражений (объединяющих себя и партнера), длинных конструкций. Они реагируют на то, что говорит партнер и «возвращают» ему ответ, задают вопросы и присоединяются к сказанному. Речь мальчиков характеризуется доминантностью, большим напором, использованием повелительного наклонения, приказов, запретов, что, по их мнению, помогает им быть властными и независимыми.

К 7 годам наступает гендерная константность ребенка. Он полностью понимает принадлежность к мужскому или женскому полу, и этот факт не изменить в зависимости от ситуации или личных желаний. Они понимают, что пол ребенка не зависит от одежды, которую он носит или от игрушек, в которые он любит играть. Начинает возрастать интерес к противоположному полу. В контексте проводимого нами исследования заслуживает внимания точка зрения И.С. Кона, который отмечает, что гендерная идентичность не дается ребенку с рождения автоматически, а вырабатывается в результате сложного взаимодействия его природных задатков с соответствующей социализацией, «типизацией», или «кодирования». Активным участником этого процесса является и сам субъект, который принимает или отвергает предлагаемые ему социальные роли и модели поведения. Возможны и случаи «перекодирования» или «переустановки» гендерной идентичности с мужской на женскую и наоборот; в просторечии это называется переменой или сменой пола.

Анализ литературы позволяет сделать вывод, что статус будущих мужчины или женщины приобретается ребенком при рождении, а затем в процессе воспитания ребенок обучается использовать ту или иную роль. Но существующие в обществе стереотипы оказывают большое влияние на детей. Гендерные стереотипы формируются, как считают исследователи (И.С. Кон, Репина Т.А. и др.), начиная с раннего детского возраста. В процессе воспитания семья (в лице родителей и родственников), система образования (в лице педагогов), культура в целом внедряют в сознание детей гендерные стереотипы, формирующие определенные правила поведения и создают представления о том, кто есть «настоящий мужчина» и какой должны быть «настоящая женщина».

Отношение к предметам. Мальчики довольно часто приспосабливают предметы и игрушки для различных целей, заняты тем, как бы найти им неожиданное применение. Им присущ исследовательский интерес, вследствие чего они стремятся разобраться в строении вещей, которые их окружают. Поэтому у них часто ломаются игрушки, но не случайно, а специально, Это не неряшество, не небрежность, а выражение активного начала. Больше девочек склонны анализировать целое, стремятся проникнуть достаточно глубоко во внутренние особенности предмета. Чаще чем мальчики используют игрушки по назначению, руководствуясь требованиям взрослого играть «как положено», Так как устройство игрушек их не особенно интересует, игрушки ломают реже, В результате в результате этого производят впечатление более воспитанных и аккуратных. Больше чем мальчики, склонны оценивать новую вещь в целом, не вдаваясь глубоко в ее особенности, частности.

Дисциплина. Мальчики обычно создают больше шума, чем девочки. У них чаще встречаются нарушения. Не склонны вуализировать свои отрицательные проявления. Склонны к демонстративности. Реже хитрят «Трудные» мальчики излишне шумны, хотя если у них развит интеллект, то из таких ребят обязательно будет толк. Менее импульсивны, чем девочки, поэтому больше поддаются влиянию, доводам и убеждениям.

Общение. Мальчики хорошо ориентируются в новой, непривычной обстановке и как правило и здесь, сохраняют свою деловитость: их деятельность носит конструктивный характер. Легче приспосабливаются к обстоятельствам, находят свое место при различных переменах, легче «вписываются» в новую обстановку. Более активны, хотят руководить, вести за собой, Вопросы взаимоотношений с окружающими занимают в их жизни небольшое место. Им важнее что-то делать вместе, чем просто общаться. Проще относятся к требованиям выполнять правила общения, Не особенно чувствительны к нарушениям, допускаемыми ми самими или другими детьми. Часто спорят друг с другом, но обычно предпочитают самими разобраться в конфликте. За редким исключением не склонны прибегать к взрослому как к арбитру, редко жалуются родителям и воспитателям. Предпочитают независимость, часто в глазах старших оказываются в роли зачинщиков ссоры. Что касается девочек, то в непривычной обстановке теряются, с трудом находят себе занятия. Реже проявляют инициативу в общении со сверстниками. Без помощи и поддержки взрослого их деятельность носит деструктивный характер. Очень нуждаются в эмоциональной поддержке. Виды деятельности однообразны. Ведут себя организовано. Более чувствительны, чем мальчики, к межличностным отношениям. Придают им большое значение. Тоньше реагируют на нормы, принятые в социальной группе. Стараются следовать образцу поведения. Болезненно переживают допущенные нарушения. Нередко спорят между собой, однако, в отличие от мальчиков, в случаях конфликта или затруднения больше склонны апеллировать к старшим, чаще обращаются к взрослым с жалобами, в результате чего воспринимаются ими в роли пострадавших (что не всегда справедливо).

Активность. Мальчики более подвижны, менее усидчивы, смелее девочек. Чаще выражают готовность отвечать (по собственной инициативе, а не при стимуляции взрослого). Не боятся ошибиться в ответе, не особенно заботятся о внешнем эффекте, менее исполнительны. Девочки менее подвижны, более усидчивы, Реже выражают желание отвечать, даже если знают правильный ответ. В отличии от мальчиков, боятся ошибиться, ориентированны на похвалу взрослого, озабочены внешним эффектом.

Развитие речи. Морфологическое созревание головного мозга, особенно его левое полушария, у девочек происходит быстрее, чем у мальчиков. Мальчики: словарный запас достаточно широкий, с годами увеличивается особенно заметно за счет общих понятий. В речи преобладают глаголы, междометья, т.е. слова передающие действия, а также местоимения, Речь менее связная, как у девочек, потому что предпочитают не просто передать заученное содержание, а понять его и выразить свое отношение. Склонны к выработке собственных формулировок. В речи присуши обобщения. Чаще чем у девочек, встречаются нарушения в звукопроизношении. Это связанно с тем, что механизм развития речи у мальчиков более уязвим, и проходит более уязвим и проходит более длительный и сложный путь. Внутренний мир мальчиков скрыт от нас: они реже раскрывают его в словах. Даже когда они молчат, они думают, ищут решения. Читательские интересы мальчиков отличаются от интересов девочек: они охотнее будут слушать тексты про машины, оружие, про все, что связанно с техникой, спортом, войнами. Девочки превосходят мальчиков в вербальных способностях. Словарный запас меньшего, чем у мальчиков объема. Речь более эмоциональная. Склонны к предметно-оценочной речи, поэтому в ней преобладают имена существительные, прилагательные, отрицания, утверждения. Быстрее осваивают грамматические основы речи. Больше откликаются на правильно построенные фразы, четко выстроенную логику. У девочек речь более связная. Хорошо удерживают в памяти заученное. Предпочитают запомнить, а не понять. Склонны к ответам заученными фразами, меньше стремятся к выработке собственных формулировок. В ответах прибегают к описательности и передаче множества подробностей. Гораздо лучше принимают подсказку, наводящие вопросы взрослых. Предпочитают анализировать. Акцентируют внимание на людях, больше говорят о них самих, чем об их действиях. Наиболее ценными для девочек являются нравственные качества. Читательские интересы девочек ориентированы на сферу их непосредственного бытия: более заинтересованно воспринимают описание нарядов людей и кукол. Имеют более высокий общий уровень ориентировки в структуре народной волшебной сказки по сравнению с мальчиками.

Интересы. Мальчики: круг интересов достаточно широк, нередко выходит за пределы образовательной программы. Пространство, в котором находятся интересующие мальчиков объекты, практически не ограничено. Игры опираются на «дальнее зрение». Если мало пространства, они осваивают вертикальное пространство. Вместе с тем, многое из непосредственного окружения ускользает от внимания мальчиков, поэтому в быту они иногда беспомощны. Девочки: круг интересов несколько уже, чем у мальчиков. Игры больше опираются на «ближнее зрение». Играют в ограниченном пространстве. Интересы охватывают объекты непосредственного окружения, многое связано с бытом.

Характеристика личности. Мальчики: не склонны к плановым действиям. Предпочитают ориентироваться на ходу. Положительно воспринимают новое, неизведанное. Любознательны. На новое реагируют чаще вопросом, что это? зачем? откуда? почему? Предпочитают всему искать логическое объяснение. Их нелегко приучить к самообслуживанию: неловко переодеваются, переобуваются, не знают с чего начать. Неумело застилают постель. Более беспомощны, чем девочки. Ко всякому обслуживающему труду приобщаются, как правило, без охоты. Нередко существует разрыв между уровнем развития интеллекта и навыками самообслуживания. Спокойно относятся к похвале и порицанию. Их нелегко растрогать, заставить смеяться или плакать. Обычно менее самолюбивы и обидчивы. Реагируют прежде всего, на содержание и справедливые замечания, а не на тон его высказывания. Давая мальчику задание, объясните ему, для чего это нужно выполнить. Мало заботятся о своей внешности. Мальчики обычно хорошо работают тогда, когда знают , что могут отличится, реализовать свои возможности, и когда им ясен смысл выполняемой работы. Девочки: Могут планировать действия. Настороженно относятся к новому. На новое реагируют эмоционально. Легче воспринимают то, что привлекло их внимание, хуже то, что не интересно, на что нужно специально направлять внимание. Обращают внимание преимущественно на конкретные, близкие и понятные предметы и явления, непосредственно окружающие их. Чтобы убедиться в правильности какого-либо общего положения, пробуют приложить его к конкретному случаю. Легко приучаются к самообслуживанию. Находят в обслуживающем труде удовольствие. Обычно выглядят умелее и ловчее мальчиков. Ближе мальчиков принимают похвалу и порицание. Легко расстраиваются. Их не трудно рассмешить, подвержены внешним воздействиям. Многое зависит от настроения. Более самолюбивы и обидчивы, чем мальчики. На тон замечания реагируют острее, чем на содержание. Отрицательно относятся к иронической или насмешливой форме выражения порицания. Проявляют повышенный интерес к своей внешности. Девочки проявляют особую старательность тогда, когда выполняемая ими работа находится в поле пристального внимания авторитетного взрослого, когда уверены, что с ее помощью могут заслужить похвалу.

Изобразительная деятельность. Мальчики: К цветам и их оттенкам не очень чувствительны, поэтому рисунок может быть выполнен одним или несколькими цветами. Главное для мальчиков – процесс рисования. Сюжет рисунков шире по замыслу, чем у девочек. Предпочитают изображать технику, военные действия, транспорт – все, что движется, т.е рисунки мальчиков динамичны. Изображаемые люди часто схематичны, но тоже находятся в движении. Рисунки свидетельствуют, что мальчики меньше, чем девочки, способны очеловечивать окружающий мир. Иногда рисунки мальчиков выглядят не очень аккуратно, но это часто следствие динамического изображения. Не склонны апеллировать к образцу. Девочки: Очень чувствительны к цветам, особенно ярким. Рисунки расцвечены, выразительны. Главное для девочек - качество рисунка. Предпочитают изображать бытовые сюжеты (дом, цветы, солнце, человека). Тщательно вырисовывают детали, особенно в изображении людей. Но изображения застывшие, т.е. статичные. Именно поэтому рисунки выглядят более аккуратными, чем у мальчиков. Если предложено рисование по образцу, стремятся как можно ближе к нему подойти, скопировать, в этом видят достоинство своей работы.

Очень важно учитывать перечисленные особенности мальчиков и девочек в воспитании и обучении. Но их нельзя рассматривать в отрыве от особенностей характера, мышления, уровня эмоциональности, реакции на различные события и явления, активности и других качеств детей. В целом оба пола психологически равноценны и обладают взаимными преимуществами (как, впрочем, и недостатками) лишь в определенных ситуациях и отношениях.

Категория: Мои статьи | Добавил: mdou6 (10.12.2017)
Просмотров: 258 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • сайт МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
  • сайт ГОУ ДПО ЧИППКРО
  • Сайт uo- acha
  • сайт воспитателя Дошколенок.ru
  • социальная сеть работников образования
  • Copyright МКДОУ №6 г. Миньяра © 2024